[personal profile] diejacobsleiter

子曰
自行束脩以上
吾未嘗無誨焉。


Учитель сказал:
Начиная со связки сушеного мяса, и выше, –
я еще никогда не отказывал кого-либо учить. 

***

Cреди китаистов есть мнение, что Конфуций был создателем нового по тем временам амплуа – частного учителя. Люди, конечно, учились и раньше; и, наверное, как-то платили за свою учебу. Но тут другое: тут выработка новой социальной роли, новой устойчивой формы поведения, превратившейся в традицию. Появился новый человеческий тип: частный учитель.

Конфуций жил на те деньги, которые получал в виде платы за уроки или за одноразовые консультации правителям. Он был убежден, что образование должны получать люди любого социального происхождения и достатка (но не в обязательной форме всеобуча, а все-таки добровольно, по потребности); и он не устанавливал имущественный ценз, не отфильтровывал высокими ценами бедноту, а, судя по сегодняшнему тексту (и некоторым другим), был очень гибок в отношении «тарифов». Персональной была не только педагогика Конфуция, но и «экономика» его частной школы.

Одна из главных человеческих премудростей гласит, что учеба не должна быть бесплатной. Как ни мала плата, но это важная часть «ритуала» обучения, важный организующий элемент. С другой стороны, в учебу не должен проникать имущественный ценз, она не должна быть доступна только богатым. Никакой Ломоносов не должен лишиться своего шанса. Платность и одновременно общедоступность - это сложная дилемма, и разные образовательные системы или учителя решают ее по-разному. Конфуций был готов обойтись минимальной, символической платой, которая была по средствам даже бедняку: связкой полосок сушеного мяса (Чжу Си педантично поясняет: 脡為десять полосок, собранных в пучок).

Была ли это только входная плата или регулярная, мне пока выяснить не удалось. Занятно, что в современном китайском языке плата за частные уроки так и называется: 束脩 «связка сушеного мяса». Эта традиция берет начало именно в сегодняшнем тексте, № 7-7 из Лунь Юй. Интересно и то, что в переводе иезуитов плата за уроки названа очень редким словом Minerval (от «Минервы», разумеется); словечко это – чисто бельгийское. В команде иезуитов, переводивших Лунь Юй, было несколько бельгийцев, и главный среди них, Philippe Couplet, видимо и запустил его в оборот. Возможно, это вообще первое печатное появление слова Minerval...

Текст 7-7 так формулирует позицию Конфуция по поводу оплаты уроков. Он никому не отказывает, он готов принять любого ученика за любую плату, от связки сушеного мяса и выше. Никакая плата не покажется ему слишком низкой, и никакая – слишком высокой.

Тех, кто платил символический минимум (а то и совсем ничего), в его школе было немало: например, среди самых известных и любимых учеников двое были крайне бедны – Ян Хуэй и Цзы Лу. А «покрывал расходы»  Конфуций за счет богатых, с которых брал хорошо, не стесняясь.

Много ли у него было богатых? Сказать трудно. Помимо князей и сановников, ходивших к нему за советом, он учил и юношей, готовящихся к чиновной карьере. Хотя в своей школе он и не различал сословий, но его учебная программа была основана на старом аристократическом кодексе «шести свободных искусств»; поэтому привлекала она в основном людей состоятельных, амбициозных. Беднота тоже тянулась к нему: кого-то, как Ян Хуэя, интересовало только учение; для других это был шанс подняться из «низов» на очень высокие социальные позиции. Образование в Поднебесной уже тогда работало как социальный лифт...

 
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting