diejacobsleiter: (Default)
die Jakobsleiter ([personal profile] diejacobsleiter) wrote2019-07-08 11:18 am

Взрослые и дети

Судя по текстам, Конфуций и Лао Цзы (либо их последователи) находились в состоянии жесткой полемики. Это видно по использованию ключевых слов.

Понятие , жэнь, человечность, чуткость, эмпатия – это фундамент конфуцианской этики: 仁者人也 Человек – это тот, кто обладает эмпатией (человечностью) (Ли Цзи 29-14). Убрать из конфуцианства понятие жэнь – там вообще ничего не останется. Ни ритуал, ни «сыновняя почтительность», ничто не работает без жэнь. Человек – и без эмпатии? О каком ритуале, о какой музыке тут можно говорить?! (Лунь Юй III-3.)

Но в Дао Дэ Цзин жэнь совершенно не ценится, и используется только негативно, а иногда и глумливо-саркастически. Земля и Небо не обладают человечностью... Мудрец не обладает человечностью... Распадается великое Дао – и появляется «человечность» и «справедливость»... (№№ 5, 18). Последняя фраза – явный выпад против Конфуция.

Или – понятие tóng, тун, единство (рот + единица + забор = насильственно ограниченное единомыслие). В Дао Дэ Цзин оно подносится с большой многозначительностью: Погаси свое сияние, уподобь себя грязи: это и называется Тайным Единством. И тогда [тот, кто достиг Единства] <…> в Поднебесной он – драгоценность. (№ 56.)

Для конфуцианства это понятие имеет крайне негативную окраску; там предпочитают гармонию разных мнений , хэ, а не тоталитарную унификацию, , тун: Истинно благородный человек [ищет] гармонии , а не единства . Низкий человек [ищет] единства , а не гармонии (Лунь Юй, XIII-23). Т.е. любители даосского Единства приравнены к конфуцианскому антиидеалу – низкому, ничтожному человеку сяо жэнь. И это – явный выпад против Лао Цзы.

Подобная полемика распространяется на много других ключевых понятий: что конфуцианцу хорошо, то даоса злит, как волос в супе. И наоборот. Только Дао и Дэ (это древние понятия) используются обеими школами с одинаковым почтением, хоть и с разным значением.

Тут, конечно, проглядывают две несовместимые этические модели. У даосов это довольно эгоистическая и инфантильная позиция: уход от мира, отказ от ответственности, замыкание в себе и занятие «спасением души» – своей и единомышленников, со-сектантов. У конфуцианцев это более взрослая позиция: принятие на себя ответственности, участие в делах мира, признание того, что «человек – существо общественное» и, исходя из этого, разработка поведенческих моделей для семьи, государства и вообще – для отношения к Другому.

Оба учения активно разрабатывались в Смутное время китайской истории, в Эпоху Воюющих Царств (V – III вв. до н.э.). Тогда же создавались оба текста: Лунь Юй и Дао Дэ Цзин. Я не хотел бы искать марксистского объяснения учений через исторические события; это было бы глумлением над здравым смыслом. Я упоминаю исторические обстоятельства потому, что в подобные турбулентные эпохи эмоции вскипают, умственная активность возрастает, а проблема морального выбора обостряется до предела. Как реакция на кризис государства возникли два решения, два варианта морального выбора.

Даосы махнули рукой на мир: ни семья, ни общество, ни государство, ни этика им неинтересны; они погрузились в себя и сели медитировать о Великом Единстве Дао и Дэ. Конфуцианцы, наоборот, засучили рукава и начали строить социальное учение: опираясь на те же ключевые термины Дао-Путь и Дэ-Этика, они попытались понять, как работает этот мир и что нужно сделать, чтобы обустроить его человечно и справедливо. И поскольку человек не может жить вне государства, что бы там ни говорили инфантильные хиппи-даосы, то задача обустройства государства становится самой важной... 

crapulous: (Default)

[personal profile] crapulous 2019-07-08 07:07 pm (UTC)(link)
Интересно, что в "Троецарствии", центральный положительный персонаж, Лю Бей, отличается от отрицательных тем, что умеет привлекать нужных людей для выполнения нужных задач, а не пытается всем сам руководить и не пускает дела на самотек. И лучшие его соратники как раз даосы, в отличии от конфуцианских персонажей, которые всегда похуже, и легистов, которые как правило полные звери, негодяи и совершенно некомпетентны.

При этом по человечески сам он довольно гадок, довольно инфантилен и совершенно не цзюнь цзы. Зато он стремится в начале книги к единству с друзьями, как человек, а последствии и единству Империи, уже как политик. Видимо этим и определялись симпатии автора к нему.
crapulous: (Default)

[personal profile] crapulous 2019-07-08 08:51 pm (UTC)(link)
Я подозреваю, определенная идея может являться естественной частью культуры и может быть одинаково принята всеми школами и направлениями мысли.
Так идея не вдающегося во все детали правителя может быть близка как конфуцианцам, так и даосским мистикам с их механистическим взглядом на мир, которые сочетали оккультизм с верой в то, что определенные действия могут привести к ожидаемым изменениям, надо только знать, что и где сделать. Этим они мне напоминают прогрессистов.