До основанья, а затем...
Oct. 16th, 2019 02:06 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Бог, со своим всемирным потопом, был первым радикальным революционером. Все последующие радикальные революции в этом смысле очень религиозны, ибо следовали Высочайшему Образцу.
Правда, они предпочитали не замечать, что Высочайший Образец раскаялся в содеянном и пообещал, что «Он больше так не будет»; что он будет улучшать мир более интеллектоемкими и менее брутальными способами. Революционеры, как правило, тоже потом раскаивались, ибо результат никогда не был похож на то, о чем они мечтали. Вместо рая они получали гораздо худший ад, чем тот, против которого восставали.
Можно сколько угодно хвалить Бонапарта за налаживание финансовой и юридической системы Франции или Сталина за индустриализацию (эти похвалы – одного уровня подлости и лукавства); но только совершенная сволочь может радоваться той кровавой бане, которую устроили русские и французские революционеры (Робеспьер, Ленин) и наследовавшие им империалисты с идеей мировой революции (Бонапарт, Сталин).
Чтобы снять с себя моральные обвинения в серийных убийствах, революционеры объясняли их «исторической необходимостью». Это ключевая марксистская подлость – самозванная выдача себе лицензии на любое зло с помощью простого трюка: перевода разговора из поля этики в поле Научности (мумбо-юмбо 19-го века). «Историческая необходимость – научный факт!» Этот трюк тоже имеет давнюю религиозную традицию: воля Божья, воля Аллаха – как карт бланш на что угодно...
no subject
Date: 2019-10-17 08:53 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-17 10:34 pm (UTC)Но общее у них - нетерпение, нежелание делать единственно нужное: возиться, улучшать существующее. Это как с ребенком в семье: писается в кроватку, ходить не умеет, говорить не умеет, кормить надо из ложечки. Да зачем такой нужен? Оторвать ему голову и родить нового! Уж этот-то точно родится умным, красивым, готовым джентльменом, одетым с иголочки, образованным.
Бог, правда, одумался и исправился. Научился беречь хрупкую реальность, возделывать свой сад. Пакостит иногда по мелочам (климат зачем-то меняет); но больших гадостей не делает. А революционеры никак в разум не войдут. И сколько их не тыкают носом в результат (всегда не тот, что был задуман, всегда хуже, чем то, что разрушали), - не помогает.
Но вообще - мне кажется, что таких революций, как 1789 или 1917, с кровавой баней, уже не будет. По крайней мере, в Европе. Какая-то прививка получена. Будет и нетерпение, и неумение ценить прошлое и настоящее, и идиотский культ Прогресса. Но формы изменений будут другие, "ползучие". Прости-господи, "гибридные".