[personal profile] diejacobsleiter

29-й текст из Дао дэ цзин.

Учитывая то, что стало понятным о термине , wei, можно подступиться к тексту 29, интересному, но трудному. Иероглиф wei я буду переводить тройственно: как действие, как власть и как изменение. Первая часть текста (вторая – позднее): 

Когда кто-то хочет овладеть Поднебесной
и воздействовать на нее / управлять ею / изменять ее,
Я вижу, что он не добьется своего.

Поднебесная – «сакральный сосуд» (божественный предмет),
воздействовать на нее / управлять ею / изменять ее – нельзя.

Кто будет воздействовать/управлять/изменять, погубит ее;
Кто будет держать/продолжать/сохранять, потеряет ее.

Если читать этот текст политически (а этот смысл тут явно читается), то он одинаково предостерегает правителей от бешеного реформаторского зуда (левый прогрессизм легистов) и от попыток сохранить все как есть (правый консерватизм конфуцианцев). В первом случае это просто насилие и разрушение; во втором случае это чревато потерей власти и государства. 

В первом случае ошибка – брать на себя роль дао и указывать миру, куда ему маршировать; во втором случае ошибка – игнорировать естественный ход вещей, изменения, пытаться заморозить мир в том виде, в каком он тебе удобен. В первом случае искусственное изменение, во втором – искусственная неизменность. В обоих случаях – «глухота к Логосу», как выразился бы Гераклит; или нечуткость к Дао и отсутствие дэ, как сказал бы Лао Цзы. Дао – это и путь, и движение по нему, и логика этого движения. Ни перенаправить дао в нужную тебе сторону, ни остановить его нельзя. Только человеку лишенному дэ (переведем его здесь как чуткость к дао) такое может прийти в голову. 

Фраза «Поднебесная – сакральный сосуд» (т.е. божественный предмет) звучит очень красиво, но не совсем понятно. Видимо, речь идет о том что Поднебесная (будь это только Китай или мир вообще) не является игровой площадкой для политических пассионариев, это реальность другого онтологического уровня. Отношения с ней выстраиваются иначе. (Как – отдельный разговор.) С чем можно только согласиться.