[personal profile] diejacobsleiter

В прошлом посте я разобрал стихи «Ночная песнь ворона», 烏夜啼,wū yè tí. Сейчас я читаю о том, что с этими стихами о вороне (авторства многих поэтов) связана одна из самых известных древних мелодий в китайской традиции. Она чаще других появляется в нотных сборниках XVII-XIX вв., когда китайское музыкальное издательство развернулось в индустриальных масштабах. Причем, это не европейская, а китайская нотация, в которой я ничего не понимаю; а выглядит она так (рукопись XV века; другая песня, не про ворона):

Чаще всего это были ноты для инструмента цинь (или гу-цинь, «древний цинь», как сейчас говорят): просто запись мелодии или авторские вариации на тему Wu Ye Ti, – что-то вроде европейских клавесинных и фортепьянных вариаций XVII-XIX вв. (Ноты на картинке – тоже для цинь.) Эта традиция жива. Она пережила эпоху Мао и сейчас возрождается, на волне повсеместного интереса к реконструкции старины (либо к фальсификации старины: зависит от того, кто этим занимается).

На наш слух, китайская музыка крайне бедна: у нее нет нашего размаха полифонии, гармонии, оркестрового письма, конструирования сложных форм. Но чем она неожиданно отличается (неожиданно – на фоне стереотипов о китайских «церемониях» и «тоталитаризме») – это вольным дыханием и огромной внутренней свободой. Она требует от исполнителя особых личных качеств: во-первых, личной чистоты (исполнитель на цинь виден насквозь, как на рентгене); во-вторых, смелости и безоглядности – будто летишь над пропастью и ничего не боишься. Это не совсем импровизация: мелодия имеет свой контур, которому следуют все исполнители. Но это должно звучать так, как будто музыкант сочиняет на наших глазах, и мысль его витает вольно и неприкаянно.

Сравнив три исполнения «Ночной песни ворона» (1, 2, 3), легко заметить, что именно остается неизменным и что меняется. Убедительность китайского исполнителя – не в элегантной точности (как у нашей классики), не в пошлой развязности (как у джазменов), не в мрачной готовности дебила в блестках повторять одно и то же по сто раз (как в поп и рок-музыке), не в отточенной веками «оптимальной» красоте (как в народной музыке), а в прихотливом сочетании чистоты и дерзости, сосредоточенности и свободы.

Вот эта дама, на мой дилетантский вкус, просто очень хороша. Колдунья...



This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
No Subject Icon Selected
More info about formatting