2-18. Не навреди
Dec. 1st, 2019 03:26 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Главное правило при чтении Лунь Юй: смотри, с кем говорит Конфуций. А говорит он в этом тексте со своим учеником по имени Цзы Жан, который, видимо, пришел с одной целью: «отучившись», получить должность и казенное содержание. Как и большинство студентов сегодняшних университетов, вовлеченных в профанацию образования, Цзы Жан пришел «отбыть свой срок» в школе Конфуция лишь с тем, чтобы получить «бумажку», желтый билет интеллектуальной проститутки.
Алексеев пишет в комментариях:
Так как Конфуций готовил, выражаясь просто и определенно, губернаторов и советников правительства, то, конечно, он не мог избежать наплыва учеников, смотрящих на науку Учителя как на неизбежное зло, предшествующее «месту» — самому важному в жизни. Делает честь Конфуцию то, что он поспешил обратить внимание на это страшное зло, столь губительное, например, для русской интеллигенции при режиме дипломов.
Потом это изменилось, и Цзы Жан превратился в одного из самых серьезных учеников и продолжателей конфуцианской традиции. О том, как сильно влиял Конфуций на окружающих его людей, как изменял и преображал их – пишут часто. Цзы Жан, видимо, один из примеров такого преображения. В Лунь Юй много текстов с его участием (его имя упоминается 26 раз).
Но здесь – самое первое его появление; и выглядит эта презентация не очень презентабельно: карьерист, мечтающий о казенном содержании. Тексты диалогов чаще всего начинаются «Цзы Жан спросил о том-то и том-то. Учитель ответил...» А тут сразу же, в первых словах подчеркивается прагматизм «Цзы Жан учился чтобы добиться казенного содержания». Это, конечно, не случайно.
Все, что может сказать Конфуций Цзы Жану в этом тексте, к настоящей учебе отношения не имеет. Человек, нацеленный на деньги, не может ни нормально учиться, ни потом приносить пользу. Он может принести только вред – и себе, и другим. Этим и озабочен Конфуций: он не желает зла ни ученику, ни тому государству, которому он будет служить. И ответ его звучит как Гиппократово не навреди:
Цзы Жан учился ради казенного содержания (оплачиваемой должности).
Учитель сказал:
Много слушай, избегай сомнительного,
об остальном говори осторожно –
и будет мало нарушений;
Много смотри, избегай рискованного,
в остальном поступай осторожно –
и будет мало сожалений.
Мало нарушений в словах,
мало сожалений о поступках –
и будет тебе казенное содержание.
Последняя фраза своей язвительностью дает ключ к восприятию всего текста: все советы - не то чтобы неискренни; но они даны по принципу «каждому - свое». Политика и государственная служба – опасное занятие: «или грудь в крестах, или голова в кустах». Все, что можно посоветовать карьеристу, – это держаться тише воды, ниже травы. Чтобы и самому уцелеть, и вреда ненароком не нанести.