Музыка, этика, политика
Dec. 6th, 2019 01:10 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
(Ли-цзи, текст № 5)
Всякий [музыкальный] тон рождается из человеческого сердца.
Музыка же возникает из упорядоченных соотношений [тонов].
(вариант: Музыка связана с принципами человеческих отношений...)
Соответственно:
знать звуки и не знать [музыкальных] тонов – значит, быть животным;
знать [муз.] тонá и не знать музыки – значит, быть простолюдином.
Только благородный человек способен по-настоящему знать музыку.
Соответственно:
тщательно изучая звуки, можно познать [муз.] тонá;
тщательно изучая [муз.] тонá, можно познать музыку;
тщательно изучая музыку, можно познать искусство управления;
И тогда – дао политики обретено/готово.
Соответственно:
С тем, кто не знает звуков, невозможно обсуждать [муз.] тонá;
С тем, кто не знает [муз.] тонов, невозможно обсуждать музыку.
Познав музыку, можно добраться и до знания ли (этикета, формы).
Ли и музыка: их полное и совершенное обретение-дэ
Означает: иметь совершенный этос-дэ.
Этос-дэ – это и есть обретение-дэ.
***
Тут интересно несколько моментов.
Последняя фраза встречалась в комментариях Чжу Си: видимо, он, возможно, взял ее отсюда (либо она часто повторяется в конфуцианской литературе).
Потом, эта иерархия: цзюнь-цзы – простолюдины – звери и птицы. (Термин сяо жэнь, низкий человек тут не употребляется.) Звери и птицы знают только «природные» звуки, голоса. Простолюдины уже знают музыкальные звуки, поют простые мелодии, попсу. Настоящее знание музыки доступно только благородному человеку, цзюнь цзы. И, как сказано дальше, только ему (постигшему музыку) будет доступно понимание политики и гос. устройства.
Еще интересен переход от музыки к политике. Он кажется странным; но надо помнить, что философия в свой ранний период была очень политизированной, и в Греции, и в Китае. И Конфуций, и Лао-цзы движутся от универсальных онтологических конструкций к политическим рекомендациям. «Философ» как человек, отрешенный от мира, – это нонсенс для Осевой эпохи. Философ тех лет – это не отрешенный восточный мудрец, а эксперт-политтехнолог, воспитатель правителей, создатель политических доктрин. (Чего никак не хотят понять мутноглазые почитатели Лао Цзы.)
Поэтому, обретя понимание музыки, или как ее определяет автор, упорядоченных соотношений музыкальных тонов, научившись идее чистой формы, обретя системное мышление, можно переходить к практическому управлению. Интересно, что совершенно тех же представлений держался Пифагор: его школа-секта была крайне политизированной (антидемократической, аристократической): он учил греческих цзюнь цзы системному мышлению на математике и на музыке, а от них уже переходил к этике и политике.
Тут есть еще и другой момент. Музыка служит моделью того, как работает человеческое общество. Оно основано на человечности-жэнь, эмпатии, чуткости, которая развивается в принцип взаимности, а оттуда, опираясь на образец сыновности, – к «добродетелям» (искренность, верность и т.д.), а оттуда уже – к «внешней» социальной форме-ли.
В музыке происходит нечто подобное. Рождение звуков в сердце (уме, душе) подобно принципу эмпатии: это чувство звука, чуткость к звукам. Различение звуков и превращение их в музыкальные тона подобно превращению эмпатии в конкретные этические формулы (искренность, верность и т.д.). Организация и упорядочение звуков в музыку – это уже подобно социальной форме-ли.
Что особенно важно: музыкальные тона, как и люди, живут взаимным существованием. Музыкальный тон никогда не один в вакууме: он всегда познается через соотношение с другими тонами (через интервалы). Чтобы появился музыкальный тон как таковой (а не просто шум), нужно иметь хотя бы два тона (т.е. осознанный интервал между ними).
Взаимная соотнесенность тонов рождает саму идею музыкального тона. Взаимная соотнесенность людей рождает саму идею человека, человечности.
Ну и плюс – нельзя забывать, что, при всем сходстве, музыка и ли различаются по линии синтез / анализ. Музыка, будучи эмоциональной, соединяет. Ли, будучи рациональным, различает. Именно через достижение этой двусторонней полноты – и объединяющее действие музыки, и различающее действие ли-ритуала-этикета, – человек обретает этос, личность, личный неповторимый путь. Т.е., дэ.