[personal profile] diejacobsleiter

Слово дао чаще связывают с Лао Цзы. О различии в «трактовке» понятия дао у Конфуция и Лао-цзы написано много; причем, авторы соревнуются в доказательстве «дистанции огромного размера» между их словоупотреблением. Я выскажусь в противоположном ключе. Нет нужды преувеличивать разницу между «рациональным» использованием этого слова у Конфуция и «мистическим» у Лао Цзы. Дао как термин – по природе своей – онтологический; именно так его оба мыслителя и используют. Он может казаться то слишком приземленным в одном контексте, то слишком возвышенным в другом. Но это – разница контекста. Было бы гораздо продуктивнее исходить из мысли, что дао имеет один и тот же смысл у обоих авторов.

Нечто похожее происходит с европейскими философскими терминами: для кого-то «бытие» прозвучит житейски-меланхолически: «эх, житие-бытие мое»; для кого-то – религиозно- мистически, и непременно все слова с заглавной буквы: «Постигать Своим Духом Высшее Бытие». На самом деле бытие – это только субстантивация глагола «быть/быти»: the to be, das Sein. Я нарочно привел крайние, комично-уродливые случаи употребления «бытия»; они дурновкусны, но они оба – правильны. Что было бы неправильным – это однозначно приравнивать бытие – к «житью-бытью» или к Заглавным Мистическим Буквам; и на этом основании говорить о «двух разных бытиях». Но никаких разных «бытий» нет. Оба случая, при всей стилистической разнице, пользуются одним и тем же онтологическим термином.

Ровно такая же история с дао: это и не приземленно-обыденное понятие, и не мистически-религиозное. А онтологическое. Контексты его употребления у Лао-цзы и Конфуция – разные; а работает это понятие одинаковым образом.

Если складывать 2+2 и 3+3, то результат будет разным; но смысл процедуры сложения останется неизменным. Так же работают и понятия бытия или дао. Изменение контекста не меняет их смысла.

***

Дао отвечает не на вопрос "что?", а на вопрос "как?". И дэ - это тоже не что, а как, только в применении к человеку. Да и человек - это тоже не что, а как. Об эту разницу всегда спотыкаются материалисты и предметно-мыслящие.