Mentira

Sep. 4th, 2017 03:49 pm
[personal profile] diejacobsleiter
Вранье - вряд ли где-то этическая норма, но везде - статистическая норма. Разнится лишь отношение к нему в разных культурах - от нетерпимости до спокойной привычности. Немцы, наверное, самые последовательные адепты религии Честности. Treue, Wahrheit - наверное, главные традиционные немецкие ценности (а вовсе не орднунг пресловутый). Поэтому немцы были так хороши в философии, в науке и в музыке (!). Да и в обыденной жизни - те немногие немцы, которых я знал, были со мной заостренно честны и очень болезненно реагировали, если кто-то им врал (дело было в Москве).

Русское "правдоискательство", русский культ Правды - вещь двусмысленная. С одной стороны - действительно, повышенная, почти экстрасенсорная чуткость к фальши, которую я не встречал у других народов; с другой - какая-то невероятная карнавальная лживость: все, за что ни схватись - не то, чем себя называет. И невероятная переменчивость. Все помнят, как сказал Розанов после революции: "Русь слиняла в три дня".

Но вот в романских культурах дело совсем швах. Никто вообще не старается быть честным и не ждет честности от собеседника. Слово - только инструмент достижения цели; никаких требований Правды и Честности к нему не предъявляется. Забавно наблюдать это в испанском кино: сюжетописцы не могут обойтись без штампов: "герой хочет узнать всю правду до конца". Но на фоне беспросветной романской лживости, подобным героям не очень-то и веришь, и пафос правдоискательства по-испански меня ну совсем не убеждает.

И самое смешное, что эти "герои-правдоискатели" добиваются своих целей исключительно ложью и интригами; слово они умеют использовать только манипулятивно
. Произнеся дежурную патетическую фразу о Правде, они тут же, в том же абзаце начинают врать - как соловей поет. И вот это уже звучит аутентично. Тут Станиславский сказал бы "верю".

Date: 2017-09-05 12:01 am (UTC)
From: [personal profile] juan_gandhi
Поэтому немцы так убедительно обманывают. Варежку разинешь, обнаружив, что наебали. Такие все искренние, глаза пучат, разговаривают по душам. Как наперсточники.

Date: 2017-09-05 09:11 pm (UTC)
From: [personal profile] math_mommy
Можно очень лихо вводить в заблуждение, не говоря ни слова правды.
Edited Date: 2017-09-05 09:12 pm (UTC)

Date: 2017-09-05 01:20 am (UTC)
From: [personal profile] gracheeha
Человеческое общение очень многослойно и у каждого народа свои методы вербальной и невербальной коммуникации, которые, к тому же, в чём-то меняются от поколения к поколению. Процессы глобализации, то ли методом империй, то ли современным обменом товарами, людьми, культурой, вырабатывают свои возможности общения между людьми. Профессиональное общение довольно сильно отличается от бытового, а бытовое общение существенно разнится в зависимости от социального слоя общества.

Date: 2017-09-05 06:34 pm (UTC)
From: [personal profile] refleksia
Интересно. В Польше большинство очень преданы каким-то ритуалам (может, это из-за костела). То есть важнее условности, нежели искренность.

Date: 2017-09-05 07:05 pm (UTC)
From: [personal profile] refleksia
Видимо, это как-то связано с сильной ролью церкви.

Date: 2017-09-05 06:38 pm (UTC)
From: [personal profile] nechaman
Видимо, в разных культурах по-разному оценивают ситуации, в которых мы можем доверять ближнему, поскольку обман будет позорным действием. Подозреваю, что все же у всех народов они есть. Но разные.

Date: 2017-09-06 07:21 am (UTC)
From: [personal profile] nechaman

Да, конечно, еще и от людей зависит. Возьмем пример. Например, мы довольно много обсуждали с одной дамой в ЖЖ вопрос провокаторов и доносчиков. Во многих культурах считается, что это позорное занятие, хотя, на самом деле - это способ полиции выяснить истину. И тут очень многое зависит от ситуации. Скажем, если соседка доносит на вас, что вы переходите улицу на красный свет, или на то, что вы разговариваете по мобильнику во время вождения (что реально же подвергает опасности и вас и других людей). И все же, другая ситуация, если вы не хотите быть доносчиком и сообщать о подробностях грабежа или убийства.

Я в спорах с этой юзершой обычно пыталась обосновать свое мнение о том, что есть граница, в которой я не буду доносить на людей. Я не имею в виду преступления, а высказывания, которые мне могут быть глубоко чужды. И все это довольно тонкое дело. А, если кто-то говорит, что он собирается убить главу правительства? За такое недонесение одна моя соседка отсидела несколько лет. А кто же знал, что ее друг имел в виду реально стрелять в Рабина...

Пример совсем из другой области. Вожатая моей дочки как-то погибла, попала под машину. А все девочки в это время были в походе. Руководили похода знали об этом, но девочкам не сообщили. Поэтому они нормально погуляли, и только приехав домой узнали о трагедии. Девочки очень обижались. Они считали, что правда - превыше всего. Тогда еще не было мобильников и вотсапа... В похожей ситуации был отменен ежегодний балет другой моей дочки (она училась балету, и к этому представлению они, фактически готовились целый год). Тогда уже был вотсап, и в антракте девочки из Тальмона получили по вотсапу сообщение, что найдены останки трех мальчиков, которые были убиты арабами в машине в Гуш Эционе. Их искали несколько месяцев, и один из мальчиков был из Тальмона. Официального сообщения еще не было, но сразу же слух распространился, и в группах вотсапа все стало известно. Девочки рыдали, и конечно, продолжать балет было невозможно. А выступили тогда только половина участников... Впрочем, в начале следующего года, они представили весь балет заново... Но ответ на вопрос, хорошо ли это, что голая правда моментально становится известна всем, тем не менее не очевиден.

Я, лично, сама в молодости совершенно не умела обманывать. Жизнь потребовала от меня научиться этому, но было не просто. Этот вопрос, тем не менее меня очень задевает, поэтому видимо и пишу пространно.

2017-09-05 22:04 GMT+03:00 diejacobsleiter - DW Comment < dw_null@dreamwidth.org>:

Date: 2017-09-07 08:43 am (UTC)
From: [personal profile] nechaman

У меня просто не получалось врать никогда. И дети у меня такие же. Однажды я слушала лекцию, что все дети врут, но про моих этого не могу сказать. Обычно, когда я говорю, что мои дети никогда не обманывали, одна моя дочь начинает со мной спорит и вспоминает, как она не пошла в школу и пряталась в кустах, а когда ее там нашли, то она сказала, что заснула там. И та-та-там: "А на самом деле я не спала!" Может это такой наследственный порок, а может это я их не научила правильно обманывать. Не знаю. Но пришлось учиться врать. Когда мой брат пропал, мы через несколько месяцев узнали, что он жив и перешел границу. Но никогда никому не рассказывали. И так у нас было тогда мало шансов уехать, а уж, если родственник сбежал, тем более. Я настолько сжилась с этим обманом, что потому уже в Израиле долго не могла перестроится и рассказывать, как было на самом деле.

Удивительно, если так часто тебе могут наврать про дорогу, что кто-то еще спрашивает, как куда-то добраться...:)

6 сентября 2017 г., 22:51 пользователь diejacobsleiter - DW Comment < dw_null@dreamwidth.org> написал:

Date: 2017-09-07 08:16 pm (UTC)
From: [personal profile] nechaman

Когда я рассказываю что-то из своей жизни, то сама не очень уверена, что это правдоподобно :) А про доверие - это я совершенно согласна.

7 сентября 2017 г., 22:25 пользователь diejacobsleiter - DW Comment < dw_null@dreamwidth.org> написал:

Date: 2017-09-08 06:21 am (UTC)
From: [personal profile] nechaman

Да, не жалуюсь.... Пока.

Мне бы все-таки хотелось чтобы все истории кончались хорошо. Но кто же знает.

2017-09-07 23:25 GMT+03:00 diejacobsleiter - DW Comment < dw_null@dreamwidth.org>:

Уроки лжи с первого класса

Date: 2017-09-05 09:41 pm (UTC)
From: [personal profile] math_mommy
До сих пор отчетливо помню уроки в Союзе, на которых нас учили врать. О всенародной любви к Ленину, например.