Неодиночество
May. 2nd, 2019 11:36 amЛунь Юй 4-25. И снова Конфуций со своей этикой эмпатии. И снова он предостерегает от попсовой «восточной мудрости», от любования в уединении собственным пупком. Мысль его исходит из основной пары понятий: путь мира – дао и личный путь, личная мораль – дэ. И вот, говоря о дэ, Конфуций подчеркивает, что личный путь, личная мораль не подразумевает уединения (Платон: уединение – мать всех пороков), не культивируется в одиночку; она требует другого. Буквально – соседа, т.е. либо пресловутого «ближнего», либо спутника, единомышленника.
德不孤,必有鄰
dé bù gū, bì yǒu lín
Этика-дэ не одинока:
Всегда есть сосед (= ближний? единомышленник?).
В иезуитском переводе 1687 г. легко различить буквальный перевод Конфуция и прибавленные пояснения конфуцианцев. В этих комментариях «соседи» поясняются как cultores & sectatores, почитатели и последователи.
Virtus non est solitaria nec desertae instar:
Omnino habet vicinos suos; cultores, inquam, & sectatores.
Virtue is not solitary or like a desert.
It surely has its neighbors, supporters, and followers.
Думаю, «сосед» у Конфуция все-таки охватывает и идею ближнего (этика проявляется только по отношению к другому), и идею совместного движения, с единомышленниками, последователями, учениками. Тот совместный духовный труд, который так ценился в школе Конфуция. И еще – в немецкой культуре: